Долгие хлопоты - долгие слезы

Москвичи безуспешно пытаются оградить свой район от далеко не бескорыстных посягательств коммерсантов.

Редакция получила много откликов наших читателей на публикацию, посвященную проблемам Ленинского проспекта ("Черная магия, "ЭЖ-МВ" №5, 2003 г.). Люди высказывают глубокую озабоченность по поводу будущего своего района, в котором сконцентрированы многие характерные для сегодняшней столицы проблемы. Не случайно и в Мосгордуме на днях состоялись слушания по вопросу развития Гагаринского района.

Представители комитетов территориального общественного самоуправления, правлений ЖСК и ТСЖ, инициативных групп жителей, старшие по домам смогли встретиться не только с депутатами Мосгордумы и Госдумы, но и с чиновниками, от которых напрямую зависит развитие их района: с представителями префектуры, управы, а также с председателем Москомархитектуры Александром Кузьминым.

Чем обеспокоены жители Гагаринского района? Конечно, их, как и жителей Ленинского проспекта, возмущает исчезновение продуктовых магазинов и их перепрофилирование. Но не только это. Людей волнует ухудшение экологической обстановки в некогда благополучном районе. Красивые, взрослые деревья гибнут, и происходит это по вине самого человека. Увеличение транспортного потока на улицах города привело к изменению состояния воздуха, что создало дискомфортную среду для произрастания зеленых насаждений. Вдобавок строительство новых транспортных узлов, а также точечная застройка стали причиной того, что любимые места отдыха москвичей молниеносно исчезают под пилами и топорами строителей. Так, нет уже березовой аллеи на Ленинском проспекте, улица Зелинского потеряла много деревьев, на Воробьевых горах вырублена знаменитая липовая аллея, причем никакой компенсации за нанесенный ущерб не получили.

По словам Ирины Абалкиной, жительницы района, люди обеспокоены тем, что проводимая политика точечной застройки не отвечает их интересам. "Строители уничтожают зеленые насаждения, выбирая для строительства самые лакомые кусочки, хотя в районе есть пустыри. Почему бы не строить там? И почему все - и строители, и власти - забывают, что дом можно построить всего за два года, а на то, чтобы вырастить настоящее дерево, потребуется 30 лет! Мы обращались в префектуру ЮЗАО с протестом против варварской вырубки деревьев - 600 человек подписали это письмо, но так и не получили никакого официального ответа".

Однако, по словам главного архитектора столицы А. Кузьмина, на Ленинском скоро соорудят высокие насыпные газоны, на которых будут высажены деревья. Чем будет хорош этот шедевр ландшафтной архитектуры, А. Кузьмин не пояснил, но пообещал, что все будет замечательно. Никто не против газонов, но почему бы все-таки не подумать над тем, как сохранить 40-летние липы, березы, клены, которые спасали москвичей от пыльного и загазованного московского воздуха? Волнует жителей и предполагаемая реконструкция площади Гагарина. В частности, строительство еще одной транспортной развязки с эстакадой и многоуровневыми подземными тоннелями их не устраивает. Ведь на сегодняшний день две уже построены. Причем под одной из них вот уже три года пустуют гаражи на 638 машино-мест, поскольку одно место в подземном гараже стоит значительно дороже, чем место в многоэтажном боксе. Оказывается, при строительстве развязки было вывезено огромное количество грунта, и образовавшиеся после строительства пустоты решили использовать с толком - построить гаражи. Это, по словам А. Кузьмина, после всех предварительных подсчетов, оказалось значительно дешевле, чем заново завозить землю и песок. Наверное, это правильно, но грунт в этом районе неблагоприятный, насыпной, да и масса подземных речек оптимизма не прибавляет. Жители помнят, как еще сорок лет назад близлежащие к проспекту дома начали давать усадку и трещины. Поэтому строительство подземных гаражей и стоянок вызывает у людей страх за свой дом.

И тем не менее на площади Гагарина, несмотря на недовольство жителей, появится еще одна транспортная развязка. Проектировщики предполагают разместить часть трассы под землей, а часть Ленинского проспекта поднимут на значительную высоту. Подземную часть проспекта планируется использовать как стоянку для автомобилей, а кроме того, там откроют торговый центр. По одной версии, там соорудят второй "Манеж", по другой - спустят под землю надоевшие всем палатки и ларьки. Первый вариант, безусловно, интереснее для инвесторов, чем второй. На время строительства торгового комплекса и паркинга движение по Ленинскому проспекту перекроют. Транспортный поток, направленный в объезд, будет проходить по газонам и местным проездам, вплотную к домам. Для этих целей планируется вырубить более 1000 деревьев и кустарников, ликвидировав и газоны. Правда, после окончания строительства все насаждения обещают высадить вновь… Сколько растет дерево? Мы знаем.

Через несколько лет Ленинский проспект изменится до неузнаваемости. Часть его взмоет вверх, на эстакаду, на площади Гагарина будет построена грандиозная развязка с подземными паркингами и торговым центром, деревьев, вероятно, к тому времени совсем уже не останется, а магистраль будет оборудована высокими газонами с чахлыми деревцами. И как будут жить люди после завершения этой грандиозной стройки в каменных джунглях, на слушаниях в Мосгордуме не рассказали.

Наталья Борисова "Экономика и жизнь" - Московский выпуск, апрель 2003

 

Hosted by uCoz