Услуги вокруг нас. Три примера из сферы ЖКХ

Давайте представим себе такую ситуацию. Раздаётся звонок в дверь, вы открываете, на пороге стоит сосед Федя с напольным вентилятором в руках. Не говоря ни слова, Федя проходит в большую комнату, устанавливает вентилятор, втыкает вилку в розетку, и говорит, обращаясь к вам: «Дорогой сосед! Лето нынче выдалось жаркое, вот я и решил, что ты обрадуешься вентилятору!» В душе у вас вспыхивает чувство горячей признательности к Феде, и вы уже готовы его расцеловать, но Федя тем временем продолжает: «Значит так, за электроэнергию будешь платить как обычно — по квитанции. А вот за пользование вентилятором — мне. Если пользуешься им меньше 10 часов в день, то платишь по 30 руб за каждый час. Ну а если больше, то всего 25. И смотри пользуйся, а то мне придётся повысить расценки. Иногда, кстати, буду приводить к тебе старушку из 5-й квартиры: пусть тоже проветрится.»

Вероятно, в большинстве случаев после такой речи Федя уже через несколько секунд окажется на лестничной клетке вместе со своим вентилятором, и это вполне естественно. Удивительно другое: в повседневной жизни мы довольно часто сталкиваемся с подобными Федями, навязывающими нам свои услуги и распоряжающимися нашей собственностью, a мы не только не выставляем их за дверь, но и охотно соглашаемся на все их условия. Рассмотрим три примера из сферы ЖКХ, которые представляются весьма типичными.

1. Реклама

Едва ли найдётся в Москве мало-мальски заметная улица, на домах которой не было бы наружной рекламы. Однако если вы спросите жителей таких домов, на каких условиях они разрешили разместить на стенах или крыше своего дома рекламу и какую прибыль с этого получили, ответом вам, скорее всего, будет полный недоумения взгляд: никто из жителей не принимал никакого участия в решении вопроса о том, какую рекламу и на каких условиях разместить на их доме, и понятия не имеет, куда идут деньги, получаемые за размещённую рекламу.

Между тем, ст. 290 Гражданского кодекса РФ и ст. 36 Жилищного кодекса РФ однозначно относят крыши, стены и другие строительные конструкции многоквартирных домов к общему имуществу собственников помещений этих домов, т.е., тех, кто владеет в этом доме квартирами и нежилыми помещениями. И точно так же, как сосед Федя не может без вашего согласия разместить у вас в квартире свой вентилятор, так и никакая фирма не может разместить на стенах или крыше дома свою рекламу без соответствующего решения общего собрания собственников помещений.

2. Телевидение

Менее очевидный, но еще более распространённый пример: сети Мостелекома в наших домах. Заметим, что обеспечение приёма телесигнала не относится к числу коммунальных услуг, перечисленных в Жилищном кодексе и, следовательно, является чисто коммерческой услугой. Однако Мостелеком устанавливает в наших домах своё оборудование, прокладывает сети, не спрашивая разрешения у собственников этих домов — нас с вами. И здесь возникает вопрос: если сети, которые прокладывает Мостелеком, становятся собственностью собственников помещений, то не слишком ли высока стоимость техобслуживания этих сетей, доходящая до 95 руб в месяц? А если сети являются собственностью Мостелеком, то было ли проведено общее собрание собственников помещений, разрешившее прокладку этих сетей и утвердившее условия договора между жителями и Мостелекомом?

3. Интернет

В Москве сейчас трудно найти дом, который бы не был подключен к сети Интернет по выделенной линии. Как это обычно происходит? Приходят молодые энергичные ребята, прокладывают по дому кабели, протягивают между крышами домов оптоволоконные линии, после чего в доме появляется объявление о том, что компания XXX.ru обеспечивает доступ в Интернет, с тарифами и договором можно ознакомиться на сайте компании. Типичный Федя, но с юридическим лицом. Как ни удивительно, мало кому приходит в голову поинтересоваться, когда состоялось собрание собственников помещений дома, разрешившее пробить перекрытия для протяжки кабелей и закрепить на крыше воздушную линию, установить в подъезде или на чердаке оборудование. В крайнем случае, в ответ на такой вопрос, скорее всего, будет сказано, что разрешение получено в ДЕЗ-е и/или районной управе. Однако ни ДЕЗ, ни управа не могут принимать решение о том, как распорядиться, и кому и на каких условиях предоставить конструкции дома. Это — прерогатива собственников помещений дома.

Что же происходит дальше? Жители начинают подключаться к Интернету, не особенно вдумываясь в условия договора, который они подписывают с провайдером, и, возможно, некоторое время испытывают чувство эйфории. Однако, по прошествии некоторого времени их может ожидать разочарование. Связь обеспечивается с перебоями, провайдер отменяет старые тарифы, вводит новые, которые не обязательно лучше и дешевле старых, изменяет набор предоставляемых услуг. У пользователя начинает появляться некоторое раздражение, он заглядывает в подписанный им самим договор и обнаруживает, что … провайдер действует в полном соответствии с договором, и претензии предъявлять некому, поскольку в договоре чёрным по белому записано, что «Провайдер может изменять условия Договора и Приложений к нему (как вариант: «вносить изменения в тарифы и правила предоставления Интернет-услуг») … известив об этом Абонента за N дней.» Точка.

Выдержка из договора

Подумайте, как бы себя чувствовали, если бы Мосэнерго по своему усмотрению могло изменять тарифы на поставку электроэнергии, а сами поставки осуществлялись с перебоями, «объясняемыми» необходимостью проведения ремонтных работ? Ответ очевиден. Тогда почему мы позволяем делать именно это Мостелекому и многочисленным Интернет провайдерам?

4. Что же делать?

На наш взгляд, путь достаточно простой:

1. Не позволяйте никому монтировать какое-либо оборудование в вашем доме, если это не связано с ремонтом или модернизацией уже существующего оборудования, предназначенного для предоставления коммунальных услуг, предусмотренных Жилищным кодексом, т.е. для подачи воды, тепла, газа, электроэнергии, водоотведения.

2. Если появляется фирма, желающая проложить в вашем доме, например, сети для подключения к Интернету, обязательно обсудите с её руководством условия прокладки сетей: кто будет являться собственником данных сетей; на каких условиях фирма приведёт в порядок строительные конструкции дома в том случае, если она покинет дом; самое главное, каковы будут условия договоров, подписываемых между фирмой и её клиентами — как жителями дома, так и юридическими лицами. В таком договоре обязательно должно быть оговорено, что тарифы устанавливаются на фиксированный срок, например, один год, в течение которого фирма может предлагать новые тарифы, но не имеет права изменять старые. Должны быть также определены штрафы за перерывы в предоставлении услуг, превышающие некоторые оговоренные величины, например, два часа в течение месяца. Наконец, должны быть чётко прописаны условия изменения и расторжения договора, чтобы ни одна из сторон не могла модифицировать договор по своему усмотрению. В частности, должно быть предусмотрено, что пребывание фирмы в доме может быть прекращено по решению общего собрания собственников помещений в том случае, если их не устраивают качество предоставляемых услуг или новые тарифы.

3. Если в вашем доме уже проложен Интернет, поинтересуйтесь у провайдера, на основе какого разрешительного документа в доме размещено его коммуникационное оборудование. Если такой документ выдан без решения соответствующего собрания собственников помещений дома, то грош ему цена, и это необходимо донести до понимания руководства фирмы. Предложите ему обсудить условия, на которых он сможет остаться в доме, включая тарифы и условия договоров, и вынесите их на рассмотерние общего собрания собственников помещений. Домовые комитеты, правления ТСЖ или просто инициативные граждане обязательно окажут вам в этом помощь.


Адрес страницы: http://sparrowhills.narod.ru/2007/fedya.html


Назад

Hosted by uCoz